Измерения и автоматизация
Работаем для вас c 1991 года
тел. (343) 216-51-10
Каталог продукции
Обучающие семинары

В современном мире обучение — это необходимость, технологии не стоят на месте и знания, полученные несколько лет, назад устаревают. Предприятие «КРЕЙТ» приглашает специалистов посетить наши консультационные семинары. Мы познакомим Вас с приборами и технологиями, разработанными ООО «КРЕЙТ», расскажем, как правильно применять их на практике, научим производить настройку и обслуживание контроллеров.

Главная страница - Статьи - От источника до потребителя

От источника до потребителя

Некоторые тезисы о том, как складывается ситуация в сфере обеспечения достоверности учета тепловой энергии


Александр Пирогов - Технический директор ООО ИВП КРЕЙТ   Сегодня более полутора десятка российских и зарубежных предприятий производят порядка 100-150 тысяч комплектов приборов (в том числе преобразователей расхода) в год для учета потребления и отпуска энергоресурсов, и, в первую очередь, тепловой энергии и теплоносителя для различных сфер деятельности. Российское законодательство подстегивает этот процесс. Идет полномасштабное оснащение всей страны приборами учета.

   Предприятия по выпуску оборудования для энергосбережения и учета энергоресурсов подсчитывают невиданные до сего времени прибыли. Казалось бы, измеряя и контролируя, мы за последние несколько лет должны были весьма продвинуться в эффективном использовании энергоресурсов. Но вопреки усилиям всех структур страны удельные и абсолютные показатели во всех сферах жизнедеятельности или не изменились, или, в основном, ухудшились. Самый яркий критерий ― РОСТ КВАРТПЛАТЫ (тарифов и нормативов) за счет энергетической составляющей (порядка 70%). Возникает вопрос: ПОЧЕМУ?

   Прежде всего, этому способствуют следующие факторы:

  • законодательство;
  • отсутствие мотивации (реальных качественных показателей) у региональных властей;
  • технологические схемы и структура ЖКХ, бюджетных организаций, источников;
  • разнонаправленные экономические интересы потребителей и поставщиков;
  • состояние транспортных и распределительных сетей;
  • «моральный облик» производителей приборов учета, в итоге результат их работы для общества равен нулю;
  • цена владения приборами энергоучета;
  • отсутствие достоверного учета и балансов позволяет некомпетентным руководителям оставаться на своих местах.

   Причин, которые, в конечном счете, формируют современную культуру энергоэффективности в нашей стране, много. Ниже тезисно показаны основные моменты, составляющие парадокс текущей ситуации, и что фактически происходит в цепочке от источника до потребителя, звенья которой в один голос твердят: «Мы умеем!»


ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРИБОРОВ (РАСХОДОМЕРОВ):

Обеспечить большой динамический диапазон 1:200 и выше.
На практике приборы, прошедшие эксплуатацию в течение нескольких месяцев, не смогли показать диапазона выше 1:50.

Короткие прямые участки (5 Ду до и 3 Ду после.)
При массовой установке узлов учета, для нивелирования влияний местных сопротивлений и обеспечения ламинарности потока необходимо не менее 10 Ду до и 5 Ду после. Влияние местных сопротивлений на поток хорошо освещено в ГОСТ8.586 ― 2005 для перепадного метода измерения расхода. В расчетах на установку подобных узлов для обеспечения ламинарности потока и близко нет цифр, заявляемых производителями.

Преобразователи расхода можно устанавливать на стандартные фланцы без центровки.
В зависимости от типоразмера, влияние несоосности датчика и измерительного участка на расход может достигать 10% при базовой погрешности основных типов расходомеров 1% (до 90% производимых преобразователей расхода).

Для монтажа расходомера на измерительном трубопроводе слесарь может использовать любые прокладки.
При выдавливании не заводских прокладок в проточную часть прибора погрешность измерений может достигнуть 20%. Необходимо использовать только заводские прокладки с наличием механизма, предотвращающего выступ их в проточную часть.


ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Применяют схемы установки приборов без возможности построения баланса.
Например, для схемы теплоснабжения с открытым водоразбором теплоносителя на ГВС, точку учета ГВС выносят до точек учета отопления. Таким образом, получают якобы закрытую схему учета тепла. Такая схема противоречит правилам учета и не позволяет контролировать качество работы преобразователей расхода.

Не знают специфики применения конкретных типов приборов и методов измерения.
Отсюда ошибки в выборе приборного парка по характеристикам объекта.

Решение однотипных задач не унифицировано.
Различные виды оборудования применяются без учета возможности унификации технических решений, что резко увеличивает стоимость владения узлов учета.

При проектировании используют схемы установки приборов, не соответствующие проектной схеме подключения теплоснабжения объекта, учитывая только текущие состояние объекта.
При восстановлении проектной схемы объекта требуется полная переделка узла учета.


МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Применение для монтажа измерительного участка элементов трубопроводов (отводы, переходы, трубы) не соответствующих диаметров, проектной документации и ГОСТов. Монтаж измерительного участка с нарушением геометрии, без механической обработки внутренних поверхностей от окалины и заусениц, с нарушением технологии сварки.
Не корректно выбранный расходомер, да еще и «криво» смонтированный, работать нормально точно не будет. Любое отклонение от проектной схемы измерительного участка нарушает ламинарность потока и, как следствие, вносит дополнительную погрешность измерений расхода.

Применение кабеля, не соответствующего по характеристикам рекомендуемым в руководстве по эксплуатации.
Например, тонкий одножильный кабель, который часто стараются применять для электромонтажа, быстро окисляется и становится ломким, что приводит к пропаданию контакта в измерительных цепях и выходу из строя узла учета.


ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Идут на поводу у потребителей, используя сервисное программное обеспечение для корректировки «некачественной» работы расходомеров.
Устраняют следствие, а не причину. Данное ПО предназначено только для сервисных центров с целью корректировки показаний расходомеров на проливных установках.

Можно недорого поверить расходомер проливным методом.
Большинство расходомеров для проведения поверки необходимо демонтировать с объекта и отвозить на проливочную установку. Это довольно трудоемкая и дорогая процедура и вследствие этого поверку проводят формально, ставят штамп в паспорте. Когда есть преобразователи расхода, имеющие аттестованную имитационную методику поверки, при которой, соблюдая все требования, затраты на порядок ниже.

Погодное регулирование системы отопления дает большую экономию.
Автоматика сама по себе не экономит, а является элементом создания комфортных условий. Экономия возникает от ответственной работы управляющей компании, которая эксплуатирует здание.

Старые методы распределения не пригодны (дроссельные шайбы, элеваторы).
Оказывается, в грамотных руках работают, и ещё как (особенно когда необходимы бюджетные варианты)! Только надо научиться обрабатывать статистическую информацию в динамике, а не в статике, и научиться применять ее в реальном времени и выборочно (точечно) корректировать в начале теплового сезона.

Федеральные или местные учреждения «Энергосбережения» (кошельки бюджетных денег) призваны внедрять энергосберегающие технологии.
Результат работы всех этих организаций ― пустая трата бюджетных денег и лоббирование приборостроительных предприятий.

Объекты бюджетной сферы охвачены приборами учета на 100%.
При этом расчеты за потребленные ресурсы осуществляются, в основном, по старым схемам. Согласно ФЗ No261, все объекты бюджетной сферы должны каждый год в течение пяти лет демонстрировать экономию в 3% (итоговая экономия 15% от показателей 2009 года). Для большинства объектов бюджетной сферы (школы, больницы, детские сады и тд.) главной задачей состоит в том, чтобы обеспечить комфортные условия, а экономия для них вторична. Здесь приходят на помощь приборы учета, обеспечивающие достоверную информацию, по показаниям которых можно контролировать потребление теплоресурсов.

Культура энергоэффективностиПоставили узел учета и получаем экономию.
Экономия происходит только в трех случаях:

  • завышены проектные нагрузки;
  • не соблюдается режим теплоснабжения;
  • компетентная и ответственная работа владельцев зданий.

Если на узел учета есть все документы и сертификаты, то он абсолютно достоверен в показания.
Как правило, у самого недостоверно работающего узла самые юридически выверенные документы.

Информация с приборов учета нужна только раз в месяц.
О приборах учета обычно вспоминают в конце месяца, когда надо сдавать отчеты. Почти ни одна Управляющая компания или бюджетная организация не умеют работать с информацией и грамотно с ее помощью контролировать и управлять жилым фондом и зданиями.

УК умеют защищать интересы жителей в сфере энергоучета.
Законодательно и, соответственно, экономически это им не выгодно. Поэтому они просто ставят любые дешевые приборы учета, кое-как монтируют и генерируют информацию, устраивающую их и поставщика. Свою работу выполняют так, чтобы пользоваться результатами учета было не возможно, но формальности все соблюдены.

ТСЖ самые экономные по потреблению энергоресурсов.
Если случается эта экономия, то в большей части за счет махинаций с приборами учета, а не работы правления над энергоэффективностью и комфортом дома. Но так как их доля в общем потреблении невелика, то поставщики на их действия пока не обращают внимание.

Все потери и нецелевое использование ресурсов происходят на источниках и на транспортировке.
Ориентировочное процентное соотно- шение всех потерь выглядит следующим образом:

  • источник ― 15%
  • транспортники ― 35%
  • конечный потребитель ― 50%

Для обеспечения достоверности данных нужны высокие метрологические характеристики приборов учета.
Для головного учета на источниках это требование правомерно, а для распределительной системы высокая точность измерений не всегда необходима. Если у потребителей будут установлены узлы учета с двузнаковой погрешностью (это всего порядка 10% установленных преобразователей расхода), то при массовой установке приборов погрешность системы будет стремиться к нулю.

Поставщику нужен учет у потребителей.
При достоверном учете легко будут выявлены, локализованы и устранены утечки, нецелевое использование ресурсов, компетентно и быстро отклонены необоснованные жалобы потребителей на качество услуг.

Поставщика можно обмануть.
Последствия таких действий будут следующие. Все, что поставщик недополучил, он частично компенсирует с других потребителей, и в первую очередь управляющих компаний (до 70%), а остальное будет включено в тариф следующего года.

КАЧЕСТВО И ОБЪЁМ— У нас холодно, потому что поставщик не дает параметры.
При детальном разборе подобных жалоб с использование статистической информации с узлов учета жилых домов и распределения тепла и теплоносителя по теплотрассе выясняется все с точностью до наоборот:

  • первые подключенные дома по трассе потребляют энергии в два раза больше норматива;
  • средние по ходу трассы подключенные дома получают расчетное количество тепла, но через циркуляцию ГВС возвращают до 50% теплоносителя (общая доля от отопления примерно равна 45%);
  • концевые дома недополучают тепло;
  • также были выявлены потери на трассе, на расстоянии нескольких десятков метров температура теплоносителя резко падает на 5-7 °C, что свидетельствует о затоплении теплотрассы на этом участке.

Итог такого анализа ― поставщики дают столько ресурсов, сколько необходимо, (в соответствии с температурным графиком) это потребитель не может их правильно распределить.

Любой теплосчетчик может передавать информацию на верхний уровень.
Большинство приборов имеет формальный выход для подключения к компьютеру. Наличие этого выхода говорит о возможности работы с единичным прибором в ручном режиме. Организация системы диспетчеризации с автоматическим сбором данных с нескольких сотен приборов и более требует совершенно отдельных технических и программных решений.

Привлечение к организации системы диспетчеризации третьей стороны.
Для потребителя на первый взгляд привлекательный вариант. Не требуется вкладываться в дорогостоящее оборудование, возможность диспетчеризации приборов различных производителей, доступ к информации из любой точки. Такими «байками» завлекают так называемые «операторы информационного обслуживания», опуская одну существенную деталь ― владелец узла учета перестает быть собственником своей информации. Фактически третья сторона организует информационную монополию ― каналы связи, протоколы обмена, данные о потреблении ресурсов, находятся в его собственности, и только он решает кому, когда, в каком объеме и на каких условиях предоставлять доступ.

Лучше GSM/GPRS, чем проводной Ethernet.
На практике если внимательно прочитать договор, то выяснится, что услуга передачи данных по GSM/GPRS заявлена, но не гарантирована, приоритетом для операторов сотовой связи является голосовой трафик, а остальные услуги идут по остаточному принципу. Исходя из вышесказанного, более надежным и стабильным каналом связи является проводной Ethernet, плюс собственнику или УК легко договориться с провайдером о предоставлении точки доступа, так как он заинтересован в развитии своей сети.

«Заграница нам поможет» в реформировании ЖКХ.
Заграничный опыт и приборы ― это, конечно, хорошо. Однако большинство приборов и технологий рассчитаны на идеальную работу в западной системе. Наши изношенные системы и жесткие условия эксплуатации этого не позволяют. В западных странах культура энергоэффективности развивается уже на протяжении более ста лет. Поэтому там просто отсутствуют многие проблемы, которые характерны для нас. Как правило, прямое применение их опыта и рекомендаций только усугубляет ситуацию в сфере ЖКХ и бюджетных организаций. Хотелось бы увидеть хоть один их успешный массовый проект в ЖКХ.

   И последнее. Основной фактор, торпедирующий энергоэффективность в стране, в том числе и реформирование ЖКХ, это работа производителей приборов учета, которые идут на поводу интересов потребителей и маркетинговых служб. Квартплате ― расти и расти, пока не лопнет терпение населения страны и не произойдет истощение бюджетных средств.
 
 

Видео уроки

Чтение очереди задач из контроллера ТЭКОН-19 с помощью программы "Телепорт"

График работы

Сервисный центр
Пн Вт Ср Чт Пт - с 9:00 до 16:30 (без обеда)
Сб Вс - Выходной

Офис
Пн Вт Ср Чт Пт - с 8:00 до 17:00 (обед с 12:00 до 13:00)
Сб Вс - Выходной

© 1991 - 2024 г. ООО «КРЕЙТ»
Адрес: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, Пр-д. Решетникова, 22а

Контактная информация

г. Екатеринбург, проезд Решетникова, д. 22-А
Тел. (343) 216-51-10 (11,12,13,14,15)