Измерения и автоматизация
Работаем для вас c 1991 года
тел. (343) 216-51-10
Каталог продукции
Обучающие семинары

В современном мире обучение — это необходимость, технологии не стоят на месте и знания, полученные несколько лет, назад устаревают. Предприятие «КРЕЙТ» приглашает специалистов посетить наши консультационные семинары. Мы познакомим Вас с приборами и технологиями, разработанными ООО «КРЕЙТ», расскажем, как правильно применять их на практике, научим производить настройку и обслуживание контроллеров.

Главная страница - Статьи - Есть ли инструментальный учет у потребителя? В чем вред генерации информации?

Есть ли инструментальный учет у потребителя? В чем вред генерации информации?

 

Тезисы сообщения А.П. Пирогова на конференции "Коммерческий учет энергоносителей",
май 2007, г. Санкт-Петербург.


 

   Сразу оговорюсь:

  • большинство наших производителей расходомеров способно производить оборудование, работающее в условиях российских тепловых сетей;
  • касаюсь только учета у потребителей;
  • не затрагиваю технологии и опасные переделы работ;
  • генерация информации;
  • любое искажение достоверности учетной информации как вследствие добросовестных заблуждений, так и вследствие злостных намерений, в том числе из-за низкого качества или "особенностей" работы расходомеров в реальных условиях на протяжении всего межповерочного периода.

   Теперь немного о развитии центрального отопления на Западе и у нас. На Западе учет шёл вслед за строительством объекта. Его подключение к источнику плюс высокая, экономически обоснованная цена на энергоресурсы - эти факторы сразу, с первых шагов, создавали управляющее воздействие на обоснованный по комфортности условий внутри помещений и экономически объем потребления тепловой энергии и ГВС. Потери составляют такие ничтожные цифры, что учет у абонента носит контрольный характер, и необходим, как правило, только в форс-мажорной ситуации.

   У нас же всё наоборот. Было всё народное, а значит ничьё. Объекты строили и подключали к центральному отоплению, но никто никогда инструментальным учетом не занимался. Если он и был, то только на бумаге и на источниках.

   Перешли от социализма к капитализму. Все другие страны бывшего "соцлагеря" одним махом реконструировали свои системы центрального отопления, в том числе и приборы учета, и получили значительную экономию за счет оптимизации энергопотребления в сфере ЖКХ и соцсфере. Нам бы так! Можно конечно и постепенно, но системно, и с обратной связью, отслеживая эффективность вложения средств.

   Вопрос технологий центрального отопления пока оставлю в стороне, и буду касаться только энергоучета. Главная задача энергоучета - управление и оптимизация объёмов энергопотребления с максимальной пользой для комфорта потребителей. А основой любого учёта является надёжная расходометрия, обеспечивающая достоверную информацию. Этим у нас никто не занимался и на сегодняшний день похоже никто и не собирается. При этом все видят только коммерческую сторону взаимоотношений, и каждый "тянет одеяло на себя": и потребитель, и источник, и производитель приборов учета. В итоге в области энергосбережения мы делаем шаг вперёд, и тут же два шага назад, т.к. не доверяем цифрам объемов теплопотребления. Мероприятия по энергосбережению всё время выполняются, эффективность показывается такая, что сердце радуется, а в реальности удельные показатели потребления в лучшем случае на том же уровне. Почему? Потому что не обращаем внимания на качество работы расходомеров в течение всего межповерочного периода.

Чтобы понять суть вопроса, изобразим в виде схемы поведение потребителя при его работе с узлами учета.


Из схемы понятно, что львиная доля потребителей идёт по самому лёгкому пути - ничего не делать, но получить максимальный эффект. Но за потраченные деньги, в том числе и на учёт, надо отчитываться, и тогда в ход идут недостойные методы, в том числе и генерация информации.

 

   Как это делается?

  • используются расходомеры с определённой "славой", о которых заведомо известно, что после успешных испытаний на стенде в эксплуатационных условиях они будут занижать фактические расходы;
  • настройка с помощью коэффициента прибора учета в пользу одной из сторон;
  • программная коррекция информации при отклонениях параметров и при выходе из строя приборов учета;
  • данные приборов учета не снимаются, а информация генерируется в отчетах на основании договорных нагрузок с поправкой на температурный коэффициент. Так же и во время поверки: комплект оборудования узла учета находится на поверке, а отчет по теплопотреблению поставщику за этот период предоставляется.

   И всё это в масштабах как отдельных городов, так и в целом по России. Это приводит к тому, что ни до кого не доходящий и не приносящий пользы обществу балласт в виде потерь тепла и горячей воды доходит до 30-50% от реально необходимого.

   Конечно, энергетики с помощью баланса тепла и горячей воды восстанавливают свои потери из-за такого учёта, особенно в городах-миллионниках. Но это пока учётом охвачено до 50% потребителей. А что потом? Сейчас среди энергетиков всё больше умных и вдумчивых людей, которые смотрят не под ноги, а вперёд на перспективу. И они понимают, что этот растущий вал потребления энергоресурсов принесёт при сегодняшнем состоянии дел в расходометрии одни только убытки, а не прибыль.

 

Главные опасности генерации информации узлами учета:

  • бездарный и бесконтрольный расход энергоресурсов;
  • наказание добросовестных потребителей, в результате чего потребитель вынужден делать выбор в пользу альтернативных способов энергоснабжения;
  • несоответствие между размером платежей с территории по нормативам и реально произведённым теплом и горячей водой;
  • повышение стоимости потребляемых энергоресурсов в несколько раз;
  • компенсация потерь путём увеличения капитальных вложений в энергетику в абсолютных и удельных показателях;
  • невозможность использования приборов учёта у потребителя для определения утечек и других отклонений в режимах теплопотребления;
  • невозможность построить тепловые и водные балансы по направлениям потребления.

 

   Кто виноват в генерации или кто создаёт условия для неё?

  • производители оборудования, производящие приборы учёта, непригодные к применению на наших сетях и рекомендующие их для работы в любых условиях, дающие потребителям под видом "сервисных" программ и функций возможность коррекции и генерации информации в интересах одной стороны;
  • проектировщики, не умеющие выбирать оборудование и методы измерения расхода применительно к конкретному теплоносителю и конкретным условиям эксплуатации;
  • монтажные организации, гарантирующие заказчику, что узлы учёта экономят потребителю деньги;
  • организации, эксплуатирующие узлы учёта, заинтересованные в платежах за свою работу, если платят только при условии, что цифры по энергопотреблению должны быть "экономичными";
  • потребители, выбирающие монтажную организацию и тип прибора по следующим принципам:
- после установки узла учета мы должны экономить, ничего при этом не делая;
- узел учета должен быть дешевле всех;
- у прибора должны быть фантастические характеристики, чтобы всех удивить, но не имеющие никакого значения для определения расходов теплоносителя.

   И в итоге начинаются сюрпризы. Вся страна ставит учёт порой со стопроцентным охватом. При этом количество промышленных потребителей сокращается, а у энергетиков растут объемы поставок, и превышающие нормативы по ЖКХ и бюджету, существенно увеличивается объём разбаланса. При этом винить все привыкли только энергетиков и транспортников, забывая о потребителе. Да, у них есть проблемы с потерями тепла, но не всё по их вине. По моей оценке в лучшем случае 50% потерь зависят от потребителей, но я почти не слышал, чтобы они навели порядок в своём хозяйстве. Зато они научились, прикрываясь сгенерированными цифрами узлов учёта, показывать, что радеют о благе общества. Наша статистика показывает, что если вы ничего не сделали, то при соблюдении температурного графика энергоснабжающей организацией фактическое теплопотребление в соцсфере должно быть больше, чем по договору, в системе ЖКХ в городах-миллионниках 50% объектов экономят, а 50% объектов перерасходуют тепло, а в малых городах в жилом фонде перерасход тепла стремится к 100%. Порой целые города обманывают энергетиков, и в итоге это перекладывается на плечи промышленного потребителя. Есть и обратные примеры, когда промышленные потребители, установившие учёт, вдруг в разы снижают потребление тепла и ГВС, при этом ничего не сделав для экономии и переложив свои затраты на население и бюджет.

   Выводы:

  1. Расходометрия у потребителя находится в достаточно непрозрачном виде, что позволяет достигать заданных результатов как по объективным причинам, так и субъективным. Узлы учёта такого рода очень сложно юридически вывести из эксплуатации, так как документация у таких потребителей в идеальном состоянии. Если сегодня нормативная база и требует доработки, то с позиции ужесточения требований к производителю приборов учёта и монтажным организациям.
  2. С прошлого года потребитель и поставщик наконец-то начали работать в условиях экономической целесообразности. Чтобы они могли построить позитивные финансовые отношения, объёмы потребления тепла с обеих сторон должны быть понятны и прозрачны. И многие производители расходомерного оборудования, монтажные организации и менеджеры от Заказчика которые поставляют, устанавливают и закупают оборудование, позволяющее генерировать информацию, будут вытеснены с рынка расходометрии. А где этого не произойдёт, будут как и раньше жить при социализме, только кто за это будет платить?
  3. Федеральных документов, регламентирующих данную область приборного учета тепла и горячей воды, для нормальной работы на сегодняшний день достаточно. Конечно, нужно их совершенствовать в интересах общества в целом, но не в интересах отдельных производителей приборов учёта.

   P.S. В дополнение к сказанному, рекомендую прочесть статью "Энергосбережение по-украински" В.А.Степаненко в N3 журнала "Новости теплоснабжения", только замените Украину на Россию, и это будет всё о нас.


Пирогов Александр Петрович
Директор ООО "КРЕЙТ".

 

 

Видео уроки

Чтение очереди задач из контроллера ТЭКОН-19 с помощью программы "Телепорт"

График работы

Сервисный центр
Пн Вт Ср Чт Пт - с 9:00 до 16:30 (без обеда)
Сб Вс - Выходной

Офис
Пн Вт Ср Чт Пт - с 8:00 до 17:00 (обед с 12:00 до 13:00)
Сб Вс - Выходной

© 1991 - 2024 г. ООО «КРЕЙТ»
Адрес: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, Пр-д. Решетникова, 22а

Контактная информация

г. Екатеринбург, проезд Решетникова, д. 22-А
Тел. (343) 216-51-10 (11,12,13,14,15)